Добрый доктор… логопед!

Наблюдать за речевым развитием ребенка важно, ведь речь играет значительную роль в умственном и эмоциональном развитии детей, а также является основой социального поведения. Конечно, ее развитие происходит постепенно, и первые слова ребенок произносит недостаточно разборчиво. Как же отследить правильное речевое развитие ребенка, когда стоит обратиться к логопеду и какие логопедические упражнения можно делать дома? Об этом читайте в нашей новой статье!

Причины и последствия нарушений речи

Отклонения от нормального речевого развития у детей могут появляться по многим причинам:

  • внутриутробные нарушения или тяжелые роды;
  • некоторые заболевания или травмы в первые месяцы и годы жизни;
  • наследственные факторы, когда нарушение развития речи передается генетически;
  • неблагоприятные условия воспитания;
  • чрезмерные психологические, эмоциональные нагрузки, стрессы.

Независимо от того, по каким причинам возникают нарушения речи, все они нуждаются в своевременной коррекции специалистом — логопедом. Чем раньше вы начнете работать над устранением проблемы, тем легче вам будет ее преодолеть. Иногда нарушения могут оставаться с человеком на всю жизнь и тормозить его социальное, интеллектуальное развитие, приводить к проблемам при обучении чтению, письму, закомплексованности в общении.

Добрый доктор... логопед!

Правильное речевое развитие ребенка

Учиться общению ребенок начинает с самого рождения: сначала это крик, а дальше все зависит от наследственных особенностей и окружения малыша. В целом развитие речи у детей происходит по таким этапам.

  • 2-3 месяца: ребенок начинает гулить и впервые пытается лепетать. Использует гласные и некоторые согласные звуки (к, н, г).
  • 8-10 месяцев: ребенок хорошо лепечет, произносит свои первые слова из простых парных слогов, например, ма-ма, ба-ба и др. Использует для общения два простых слова.
  • 12 месяцев: использует 4 слова, соотносит значение слов с предметами. Понимает простые просьбы, дополняемые жестами, например, дай руку, неси папе.
  • 1 год и 3 месяца: имеет в лексиконе 6 слов, понимает просьбу без жестов, показывает предметы на картинках.
  • 1,5 года: показывает одну из частей тела, имеет в лексиконе 7–20 слов.
  • 1 год и 9 месяцев: показывает несколько частей тела, имеет в лексиконе 20 слов, начинает составлять фразы: папа, дай; баба, иди и др.
  • 2 года: понимает и правильно использует слова ты и я, имеет в лексиконе 50 и более слов, понимает и выполняет двухэтапные действия: сходи в комнату и принеси машинку.
  • 3 года: к этому возрасту ребенок активно расширяет свой словарный запас и начинает правильно строить предложения с учетом падежей, единственного и множественного числа и т.д.

Никто так много не общается с ребенком, как его родители, поэтому никто лучше вас его не знает. Будьте внимательны к ребенку и наблюдайте за его речевым развитием, а в случае возникновения сомнений, обращайтесь к логопеду. Специалисты советуют делать это в возрасте 3 лет.

Добрый доктор... логопед!

Что можно сделать дома

Специалист может заниматься с вашим ребенком лишь несколько раз в неделю, в то время как вы можете делать это каждый раз, когда появится свободное время. Поэтому не пускайте этот процесс на самотек и сами берите в нем участие.

Для того чтобы определить, какие звуки ваш ребенок плохо произносит, проговорите слова, в которых есть звуки к, г, х, с, з, ц, ш, ж, ч, ч, и, л, р. Слова нужно произносить именно в таком порядке: от простого к сложному. К каждому звуку подберите по три слова, в которых он будет стоять в начале, в середине и в конце. Это поможет вам определить звуки, с произношением которых есть проблемы.

Далее начинайте заниматься: прорабатывайте каждый проблемный звук, говорите слова, в которых он встречается. Пусть во время занятий ребенок смотрит на себя в зеркало: наблюдает за своей и вашей артикуляцией, губами, языком.

Чтобы занятия были интересными для малыша, разбавляйте их логопедическими играми. Например, вы проговариваете названия животных, а ребенок — звуки, которые они издают. Петух — кукареку, котенок — мяу, утенок — кря-кря, тигр — р-р-р и т.д.

И самое главное: если у вашего ребенка не все получается — это не повод расстраиваться, ведь коррекция речи — вопрос не одной недели и даже не месяца. А занятия с логопедом и регулярные упражнения в домашней спокойной обстановке непременно помогут вам достичь успехов.

Комментарии пока отсутствуют

Комментарии сайта
Комментарии facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *